![]() |
![]() |
![]() | Травкин Иван Васильевич 30 августа 1908 - 14 июня 1985
Травкин Иван Васильевич
- командир подводной лодки (ПЛ) "К-52" бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота, капитан 3-го ранга.
Родился 30 августа 1908 года в городе Наро-Фоминске (ныне Московской области) в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1930 года. Окончил 10 классов. Работал монтёром на текстильной фабрике родного города. В Красной Армии с 1930 года, в Военно-Морском Флоте СССР с 1931 года. В 1936 году окончил Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе, и был направлен на Краснознамённый Балтийский флота штурманом ПЛ "Щ-303" ("Ёрш"), став впоследствии её командиром. В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Первый вражеский транспорт командир "Ерша" отправил на дно в середине июля 1942 года, а последний - в конце апреля 1945 года, командуя ПЛ "К-52" (с марта 1944 года), - за 10 дней до Победы. Всего под командованием И.В. Травкина подводные лодки "Щ-303" (с 1 марта 1943 года - гвардейская) и "К-52" уничтожили 2 корабля и 12 транспортов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1945 года капитану 3-го ранга Травкину Ивану Васильевичу за умелое командование подводной лодкой и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 5089). В 1951 году отважный подводник окончил Академические курсы офицерского состава Военно-морской академии имени К.Е. Ворошилова. Служил начальником штаба дивизиона учебных кораблей. С 1956 года капитан 1-го ранга Травкин И.В. - в запасе. Жил в городе-герое Москве и работал в редакции Морского атласа, а затем в Министерстве морского флота СССР. Скончался 14 июня 1985 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. Награждён тремя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Ушакова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями, американским орденом "Морской крест".БОЕВЫЕ БУДНИ И.В. ТРАВКИНА "…Для Ивана Травкина настоящая подводная война началась лишь в июне 1942 г., когда его, 34-летнего офицера, до сего времени участвовавшего лишь в учебных манёврах, вызвали в штаб Балтийского флота. Командира "Щ-303" быстро ознакомили с обстановкой в Финском заливе и вручили предписание: занять боевую позицию в районе острова Лавенсаари. Большой немецкий транспорт, который "Щ-303" потопила 20 июля 1942 г., был второй победой на счету Травкина (за неделю до нее удачный залп "Ерша" уничтожил 7000-тонное фашистское судно). Одолев противника на глазах у экипажей восьми немецких кораблей, Травкин не рассчитывал на безнаказанность. Избавиться от преследования немецких сторожевиков командиру "Ерша" помогло немедленное погружение. Правда, прошло оно не совсем гладко - на двадцатиметровой отметке "Щ-303" ударилась носом о скалу. Однако командир не счел возможным останавливаться для ремонта; все повреждения экипажу пришлось устранять на ходу. 27 июля 1942 г. Травкин, согласно предписанию, направил свой корабль обратно в Кронштадт. Преодолев три минных рубежа без помощи запоздавших к месту встречи тральщиков, "Щ-303" вернулась домой. Здесь командира "Ерша" встречал сам командующий флотом вице-адмирал В.Ф. Трибуц. Первый же боевой поход Травкина высоко оценило правительство. Пятеро членов экипажа "Щ-303" получили ордена Ленина, еще пятеро - ордена Красного Знамени, остальные шестнадцать - ордена Красной Звезды. И снова Травкин на задании, а его семья - с самого начала блокады в осажденном Ленинграде. Всего несколько раз удалось командиру субмарины навестить своих родных во время короткого отдыха между походами в логово врага. С горечью писал об этом Иван Васильевич в своем дневнике: "Мать жены, не выдержав нервных потрясений, потеряла рассудок и то плакала, то смеялась. Жена, исхудавшая, с потемневшим лицом еле передвигалась по комнате. А девочки (трое: старшей четыре, младшей полтора года) с припухшими веками, закутанные в платки, одеяла, сидели рядышком на кровати и ели суп из столярного клея... А на улице то и дело грохотали взрывы снарядов". В конце октября 1942 г. Травкин получает приказ выйти в район острова Готска-Санден для ликвидации конвоев, доставлявших военные грузы финнам. После этого морского похода цифру "2" на рубке "Ерша" (так моряки вели счет уничтоженным кораблям) заменили на "5". Самая крупная добыча досталась Травкину в ночь на 4 ноября. Как выяснилось позже, торпеда, выпущенная с "Щ-303", поразила огромный транспорт водоизмещением не менее 15 тысяч тонн, трюм которого был до отказа набит боеприпасами. Боевые успехи Травкина и на этот раз не остались незамеченными высшим руководством. В марте 1943 г. под государственный гимн СССР на флагштоке "Щ-303" был поднят гвардейский военно-морской флаг. Отдали должное талантливому командиру "Щ-303" и зарубежные военные специалисты. За интересную тактику ведения подводного боя и проявленное мужество союзники наградили Травкина английским военным орденом. Сам же Иван Васильевич считал свой поход к Готска-Сандену не очень удачным. После первого успеха лодка долго и безрезультатно кружила в заданном квадрате. Изо дня в день командир слышал однообразные доклады: горизонт чист. Так продолжалось до 4 ноября. Почему море было таким пустынным, Травкин понял только после возвращения на базу. Оказалось, что именно в эти дни подводная лодка "Д-2" под командованием Р.В. Линденберга, который нес боевую вахту по соседству с Травкиным, отправила на дно немецкий транспорт "Якубус Фрицен". А через пять дней эта же субмарина тяжело повредила железнодорожный паром "Дойчланд". Взрывы торпед уничтожили более 900 гитлеровцев. Вместе с ними погиб и заместитель премьер-министра Норвегии, профашистски настроенный политик Лунде, который возвращался на родину после доверительной беседы с Адольфом Гитлером. Командующий немецким флотом гросс-адмирал Дениц был не на шутку встревожен случившимся. Решив, что до принятия контрмер лучше не рисковать, Дениц отдал приказ всем немецким судам укрыться на несколько суток в ближайших портах. Весной 1943 г. поперек Финского залива между Порккала-Удд и Найссаром появилось два ряда противолодочных сетей. Сети были поставлены очень надежно - слишком уж досаждали немцам советские субмарины, для которых даже минные заграждения не были непреодолимой преградой. Сеть, проходившая от одного берега до другого (около 20 миль), перекрывала толщу воды от поверхности почти до дна. А чтобы субмарина не смогла пройти под сетью, немцы поставили по обе ее стороны множество донных мин. Можно ли преодолеть новое заграждение? Это предстояло выяснить гвардейской лодке "Щ-303", которая 11 мая 1943 г. отправилась в очередной поход к острову Лавенсаари. Из разведки Травкин вернулся невредимым - во многом благодаря удаче. Ведь никакое командирское мастерство не спасет корабль, когда о его корпус тихонько ударяют уже не стальные минрепы (такое частенько случалось с Травкиным и раньше), а сами мины. Но через заградительную сеть пройти не получилось. Из ее узких ячеек, в которых застряла лодка, с трудом выбирались задним ходом. На базу в Кронштадт Травкин вернулся с неутешительным известием: немцы прочно заперли советский флот в Финском заливе. После этого боевые действия соединений подлодок были вынужденно прекращены. Простаивала без дела и "Щ-303". В 1944 г. Травкин становится командиром крейсерской подводной лодки "К-52" - корабля куда более современного и сильного вооружением (10 торпедных аппаратов и четыре орудия), чем "Ёрш"... Январь сорок пятого года выдался на редкость холодным. Но ничто не могло удержать на базах балтийских подводников…В эти дни "К-52" вышла для крейсерства в отведенный ей квадрат Балтики между Лиепаей и Померанской бухтой, и немцы сделали все, чтобы уничтожить субмарину. Двое суток подряд фашистские корабли и самолеты гонялись за лодкой, осыпая ее градом бомб. Несмотря на это, "К-52", то и дело превращаясь из "дичи" в "охотника", продолжала одерживать победы. 23 февраля Травкиным была получена радиограмма о приближении крупного конвоя противника. В тот же день лодка взяла курс на заданный район. В этом бою экипаж "К-52" поставил личный рекорд: единственным залпом из трех торпедных аппаратов с интервалом в пять секунд были уничтожены сразу два корабля конвоя, транспорт и сторожевик. А 7 марта - новая встреча лодки с врагом, в район дежурства которой вышли целых шесть тяжело груженных немецких транспортов. Все у Травкина было как обычно - точный торпедный удар по самому крупному грузовому судну конвоя (водоизмещение около 4000 тонн), быстрый выход из "петли" кораблей охранения. Необычным оказалось лишь одно: атаку проводили при серьезной технической неисправности субмарины. Когда после залпа лодка, обнаруженная сторожевиками, уже приступила к погружению, катастрофически быстро начал нарастать носовой дифферент. Пять, десять, пятнадцать градусов! Последствия могли быть ужасны: лодке ничего не стоило удариться о грунт, а дизелям - сорваться с фундаментов. "Пузырь в нос! Оба полный назад!" - раздавались хладнокровные команды Травкина. Только на глубине 45 метров субмарине удалось принять спасительное горизонтальное положение". Из книги "Военные моряки и подводники ХХ века" /Авт.-сост. И.А. Калмыкова. - Минск: Литература, 1998 (Энциклопедия военного искусства), с. 175-182. Сайт Калмыкова Д. И. и Калмыковой И. А. |